Моя двоюродная племянница Светлана,одноклассница, соседка и подруга
Она была для меня сразу всем: и племянницей, и одноклассницей, и соседкой, и подругой. А иногда превращалась во врага. Когда мне было пять с половиной лет, родители купили дом у Сухолоза. Я не знаю, какая у него была настоящая фамилия Сухолозов или Сухолоз. Этот мужчина был высокого роста, где-то 190 см, а входная дверь в дом была всего 150см. Он пришёл к нам оформлять документы,у меня было такое впечатление, что он встал на четвереньки, когда входил в дом. Домик был- глиняная пятистенка, в протекающий крышей, которая поверх соломы была покрыта глиной. Оконца были очень маленькие, остекление в одну нитку, щели в оконных рамах замазаны пластилином. Это было необычно и странно. Но самое хорошее заключалось в том, что мы поселились рядом с родственниками, семьёй маминого племянника Владимира. В их семье было к тому времени две девочки, Светлана и Екатерина, а вскоре родилась и третья, Наталья. Старший сын Витя умер, когда ему было восемь лет.
Как моя двоюродная племянница Светлана из соседки стала моей подругой
Она была для меня сразу всем: и племянницей, и одноклассницей, и соседкой, и подругой. А иногда превращалась во врага. .В раннем детстве я не воспринимала Светлану как свою родственницу, мы жили далеко друг от друга. Но когда мы стали жить рядом, то ситуация начала меняться,хоть и не сразу.Светлана росла очень упрямым, но в то же время очаровательным ребёнком. Её любили.В семье была бабушка Настя, которая следила за детьми. Они жили более закрытым обществом, чем мы. Я в семье была одна, мне не хватало общения, я шла на улицу, чтобы исследовать мир. Всё резко изменилось, когда мы пошли в школу. Нас определили в один класс. Мы стали дружить. Я гораздо чаще ходила к ним, чем Светлана к нам, ей не было в этом необходимости, потому что у неё были две младшие сестры. Сёстры постоянно дрались. Средняя Катя была сильнее Наташи и часто поддавала ей, а Света восстанавливала справедливость. В такие минуты мне через десять минут становилось скучно и я уходила домой. Если я приходила и у них был мир, то мы подолгу со Светланой обсуждали заданные уроки,прочитанные книги, школьные мероприятия, школьные дела, подруг, мальчишек. Нам было комфортно друг с другом
Главное, что объединяло меня и мою двоюродную племянницу Светлану, соседку и подругу
Что же было между нами такого, что очень сильно объединяло нас? Это чувство юмора. Мы могли рассказывать друг другу забавные, может, для кого-то и не слишком смешные истории, и хохотать до слёз, до упаду, до состояния, когда невозможно держать в себе мочу. У её сестёр не было ТАКОГО чувства юмора. У младшей Натальи оно отсутствует напрочь. Она любой юмористический журнал читала как прогноз погоды. Мы со Светланой никогда не делились отношением к другим ,не делились отношением к одноклассникам, у нас не было понятия плохой-хороший. Мы обсуждали только их действия и особенно смешные ситуации, влюблённостями мы не делились. А зачем? Мы обе были влюбчивы, каждые полгода меняли предмет влюблённости. Я не разу не сказала ей, даже не намекнула, что меня бьют мальчишки после киносеанса, под предводительством Коли Вечорко Во-первых, это было унизительно для меня, во-вторых, Светлана не умела драться, она бы стояла и плакала, а мне нужно было бы не только отбиваться , но и защищать её, в-третьих, она бы непременно рассказала всё маме и бабушке, а они -моей маме. Мама учинила бы разборки, это дошло бы до моего папы, который начал бы меня презирать за слабость. Н-Е-Е-Т!!!! Только не это.
Что разъединяло меня и мою двоюродную племянницу Светлану,одноклассницу,соседку и подругу
Иногда, приходя к Светлане, я замечала отталкивающий холодок её бабушки Насти и её мамы Надежды. Это иногда сквозило и у Светланы. И только сейчас я узнала, в чём причина этого. Ей и её сёстрам внушалось, что мы завидуем их богатству. Это для меня смешно. Во-первых, я АБСОЛЮТНО равнодушна к одежде, всегда носила, что купят, если мне в этом УДОБНО.Во-вторых, если бы я завидовала по такому поводу, то я бы умерла от сердечного приступа в первый день, как только поступила в университет. Там были дети зам министров, дети полковников КГБ и разных других прочих учёных и богатых людей, снабженцев и товароведов. По поводу моего внешнего вида переживала только мама,думала, где достать хорошее пальто или платье. Когда мама начинала разговоры, как меня одеть, папа, просматривая газету, мог остановить её стенания одной- двумя фразами: все платья одинаковы,а пальто нужно для тепла, а не для красоты, а мужик должен любить девку, а не платье или пальто. Ещё об одной занозе я узнала от Светланы. Якобы моя мама помешала молоко от их коровы ножом , и от этого корова перестала давать молоко. Это она сделала из зависти. Это странно. После того, как эта “ведьма” испортила одну корову, её периодически просят подоить другую, когда отсутствует хозяйка. И так продолжается более двадцати лет.
Как изменилась моя двоюродная племянница Светлана, соседка и подруга
Через много лет мы созвонились с моей любимой племянницей и подругой. У неё осталось чувство юмора, когда она начала хохотать вместе со мной в трубку, я поняла, как мне этого не хватало. Никто в моей жизни не смеётся и не смеялся так заразительно, кроме Светланы и моей мамы. С единственной разницей, у меня и мамы не совпадали порой ситуации, над которыми можно посмеяться, а у нас со светланой в этом полное совпадение. Это прекрасно. Но появилась у неё и отрицательная черта: она завидует всем, кто богаче и успешнее, чем она, чем её дети. И ничего не может с собой поделать. Я тоже завидую всем успешным и богатым, но немного по другому. Во- первых, я люблю УСПЕШНЫХ, БОГАТЫХ, СЧАСТЛИВЫХ, ЗДОРОВЫХ людей. Я им “прощаю” богатство, успех, счастье, единственное, что я не могу простить, не могу терпеть, ненавижу и в любой момент могу за это “дать по носу” , это заносчивость, высокомерие, отсутствие эмпатии. Счастливый, успешный,богатый человек должен создавать вокруг себя атмосферу счастья, милосердия, эмпатии, справедливости. Я ничего не достигла в жизни. За это злюсь на себя. Ничего не достигли мои дети, жалею их. Внук оказался тоже не очень способным к достижению целей. Ну, что поделать? Если мы все влезем на вершину горы, то там не останется места, и мы все свалимся вниз. Кому-то надо оставаться и в низу.
О чём я сейчас мечтаю? О здоровье моей любимой племяннице, о здоровье себе и моим детям и внукам. Мечтаю о внуках и правнуках. Пусть их будет чем больше, тем лучше. Пусть сбудутся мои мечты.
Я помню Валю дочку крёстного уже с подросткового возраста. Она была старшей из дочерей. Её чаще заставляли выполнять какие-то домашние дела. Уборка в доме лежала на ней, где всегда была идеальная чистота. Окна мылись чуть не каждую субботу. На листьях цветов не было ни пылинки. Грамотой со мной чаще занималась Галя, младшая из сестёр, а Валентине некогда было заниматься такими делами, она работала по дому. Похожа эта девушка была на отца : высокая, сильная. Волосы волнистые, веки глаз выглядели слегка припухшими. Она рано повзрослела, рано заневестилась.Была в ней неуёмная жажда любви.
Чем всех удивила дочь крёстного Валентина
В шестидесятые годы прошлого столетия зерно на ток из под комбайнов доставлялось на обыкновенных бортовых газиках. Зерно необходимо было разгружать вручную. Для этой работы в уборочную страду брали молодых девушек, которые деревянными лопатами, похожими на вёсла, разгружали это зерно на току . На одной машине с Валентиной шофёром был Иван Лысенко, женатый сосед, старше Валентины на пятнадцать лет, мужчина с огромным чувством юмора, очень обаятельный и большой любитель женщин, особенно молоденьких. У них завязался роман. Для него это была забава, а Валя с головой, со всей девичьей страстью бросилась в эту любовь. Мне тогда было пять лет, а она просила меня сходить и посмотреть, что делает дядя Ваня, что делает его жена тётя Шура. Я ходила, смотрела, рассказывала, хоть мне это было не интересно. А Иван и не думал уходить из семьи, роман сошёл на нет.
Дочь крёстного валентина вышла замуж
Судьба у этой женщины такая, что суждено ей было выпить грешного вина большими бокалами. Тянула её к мужчинам постарше, у которых были семьи. Вторая попытка обрести семью оказалась удачной. Была у нас в селе бездетная пара.Жена , очень добрая скромная женщина, не могла иметь детей. Её звали Ниной. Муж, Алексей Придатко, уже изрядно облысевший,был ловеласом ещё тем. Случилась любовь с Валей, и он ушёл из семьи. Счастье улыбнулось той, которая так долго искала и ждала его.
Как жаль, что счастье – это лишь мгновение
Валентина была счастлива очень недолго. Это большое искусство- любить и быть любимой( любимым). Не у всех это получается, не всем это дано. В случае с Валентиной сыграло ещё и воспитание. Её родители очень часто дрались. Не было примера взаимной любви и уважения. Сразу после свадьбы они переехали в город . Я их встретила случайно в селе, когда они приехали в гости к родственникам. Алексей шёл быстрой походкой впереди, за ним шла Валя с ребёнком на руках, а старший мальчик бежал рядом с мамой. Алексей шёл размашисто, нервно, как будто убегал от этой надоевшей ему женщины с её детьми, его лицо, его походка , вся его фигура выражала злость и раздражение. Было видно, что счастье закончилось, оно ушло, растаяло.
Дочь крёстного Валентина и трагедия её жизни
Я равнодушно посмотрела на Алексея. Он мне был никто. А вид Валентины меня поразил. Она меня даже не заметила. Это была женщина с ужасно огрубевшим лицом. Я до сих пор помню это выражение обиды и безысходности во всём её облике, в лице, в походке. Она бежала за мужем, как будто хотела догнать не его, а свою любовь, но понимала, что не догонит, что любовь уже обречена и выхода у неё нет. Выхода нет!!!! Очень скоро я узнала, что она покончила с собой.
Чему меня научила дочь крёстного Валентина
Когда Валя погибла, мама пожалела её, посочувствовала её родителям, но и осудила её за то, что она оставила детей сиротами. Я её не осуждала, я её жалела, но поняла, что надо быть свободной, не зависеть от любви. У меня в жизни было много разочарований, много обид, меня бросали. Я в эти часы часто вспоминала Валю и она ” отговаривала” меня от ужасных поступков.
Самыми территориально близкими соседями у нас были Гмыза. Муж Григорий, жена Елена и мать мужа -бабка Гмызиха. Когда в очередной раз папа в глубоком подпитии устроил ночью дебош , а мама, быстро собрав меня, месячного ребёнка, выбежала из дому полураздетая, то ей не оставалось ничего другого как только попроситься переночевать к соседям, которые были ближе всего. В февральскую стужу бежать к подруге было далеко. Её пустили. Всю ночь я не спала, мочила пелёнки, мама их сушила на себе. Это был по настоящему благородный поступок.
Мой первый опыт воровства
Мне уже четыре года. Я гуляю самостоятельно, где хочу. Вокруг нет леса, нет тайги, нет глубоких водоёмов, нет заборов. Это спокойный, тихий уголок окраины села. Осень, иду через двор соседей Гмыза, вижу большую кучу срезанных шляпок подсолнухов, беру две самые большие и иду домой. Во дворе папа занят каким-то делом, что-то ремонтирует. Я радостно сообщаю :” Папа! А я украла у бабки Гмызыхи два подсолнуха.” Я, конечно, ожидала, что папа меня похвалит за такой подвиг. Он меня похвалил, сказал:” Молодец, а теперь отнеси обратно.” Это было разочарование, обида. Я испугалась и заныла в надежде на то, что папа сам отнесёт эти шляпки. Не тут то было. Папа был непреклонен:” Ты украла, ты и неси.” Я даже сейчас испытываю страх и стыд, когда вспоминаю, как я кралась, чтобы меня никто не увидел, а потом летела обратно, чтобы никто не догнал. Ничего и сейчас не ворую, стыдно. Знаю, что попадусь обязательно.
Соседи Гмыза-это сочетание благородства и скупости
Мне уже пять. Прошёл слух, что в магазин привезли ситец. Магазин находился на расстоянии двух километров от нашего дома.Идти с ребёнком- это медленно, ситца может не хватить. Мама меня “забрасывает” к Гмыза и убегает. Я остаюсь в незнакомом доме в первый раз.Меня сал=дят на топчан, который находился у окна, никто на меня не обращает внимания, никто со мной не говорит. Я смотрю в окно. В доме вкусно пахнет едой. Варят пельмени. Мамы долго нет. Время обеда уже проходит. Я начинаю хотеть есть. Голод усиливается. Они едят пельмени.Мне стыдно попросить. Я прошу воды. Мне дают воды и насмешливо спрашивают:”Может, тебе дать сухарей?” Мне дали штук десять сухарей. Я макала сухари в воду и ела.Мама прибежала, когда я съела половину.
Чему меня научили соседи Гмыза
Таким людям нужно в ноги поклониться за то, что они учат несовершенству мира, равнодушию окружающих. Есть в жизни трудности, которые невозможно преодолеть, их можно только перетерпеть. Есть события, независящие от нас. К этому всегда надо быть готовым.
Баба Орына. Женщина с очень интересной судьбой. Сильная, где-то даже властная, но в то же время отдающая всю себя семье. Наше село находилось на юго-востоке Казахстана, но там очень много выходцев с Украины, говорящих на суржике, поэтому Ирина была Орыной. Так все её и называли.она была подругой моей мамы. Первую зиму после свадьбы мои родители жили вместе с ними на одной квартире.
Баба Орына и её семья
У неё не было мужа. Не было детей, но дети её сестры Маньки и внуки сестры стали для неё смыслом жизни. Они жили вместе. У сестры тоже не было мужа. Он, конечно, когда-то был, я его не помнила. У Маньки было трое детей две девочки от мужа Татьяна и Вера, младший Сергей от сельского ловеласа Василия Осадчего. В военное и послевоенное время это было обычным делом. Татьяна, старшая дочь Марии, родила троих детей от разных мужчин. Была не замужем. Красивая молодая женщина, не улыбнулась ей судьба выйти замуж, а желание любить в ней было великое. Абортов не делала, рожала всех. Но когда забеременела четвёртым, то баба Орына устроила ей выволочку, куда она столько рожает. В отчаянии и обиде на своё одиночество и отсутствие поддержки Татьяна отравилась, забрав с собой и нерождённого ребёнка.
Кто для меня эта баба Орына
Манька всегда работала,чтобы прокормить детей, а баба Орына занималась детьми и племянниками, и внучатыми племянниками. Боль и вина в смерти Татьяны иногда сквозила в её словах, но только на мгновение. Она умела брать себя в руки. Моя мама работала летом на колхозном поле, а меня отводила к бабе Орыне, чтобы она присматривала за мной. Я как и все называла её баба Орына, хотя она была ровесница моего папы и лишь на год старше моей мамы. Эта женщина не ласкала меня, не сюсюкала, но не ущемляла мою свободу, не одёргивала меня постоянно и в ней чувствовалась какая-то особая надёжность. О таких говорят, как за каменной стеной. Таким не хочется возражать, не хочется баловаться, а хочется быть хорошей.
Чему научила меня баба Орына
Такие люди, как баба Орына , подсознательно учат ответственности. Она никогда мне не выговаривала, не читала нравоучений, я, просто, чувствовала, что хорошо, а что плохо. Я всегда чувствовала, что она сможет мне помочь.
Я родилась уже после того, как улеглись страсти раздора между нашими соседями , Тамарой и Трофимом и моими родителями, Надеждой и Михаилом. Миша обещал, что Трофим станет крёстным, он им и стал. Надя была неграмотной, она знала только буквы, которые изучила в ликбезе. Миша окончил два класса, правда,прекрасно читал,любил читать и постоянно самообразовывался. Малограмотными были Тамара и Трофим. Но вели они себя очень правильно по отношению к детям, не настраивая их против тех, с кем были в ссоре. Я почти каждое утро ходила к крёстному. И никогда ничего плохого не слышала в адрес моих родителей. В семье крёстного всегда была картошка, хамса, пампушки с чесноком и пампушки с маком. У них в доме всегда была идеальная чистота. Две дочери , Валентина и Галина, заботились об этом, хотя были ещё школьницами. Девчонки учили меня грамоте, поэтому в четыре года я уже читала. А Юра любил меня фотографировать, у него был фотоаппарат.
Мой крёстный и его доброта ко мне
Когда я приходила, то ласковее , чем крёстный, меня никто не встречал. Если он сидел за столом, то говорил:” Хрэснычка, сидай со мною хамсу с картоплёю йисты” Я не очень любила хамсу, она была слишком солёной, но с готовностью садилась, потому что крёстный смотрел на меня такими ласковыми глазами и рядом с ним было так уютно, комфортно. Меня никогда не встречала ласково Тамара. Её лицо всегда отражало недовольство и раздражённость. Я знаю, что она любила своих детей, но по ней этого не было заметно. Когда крёстного не было дома, я быстренько пробегала мимо Тамары к Галине, которая больше всех занималась со мной грамотой.
Мой крёстный, чему он научил меня
Трофим Опара- мой крёстный. Я никогда не слышала о нём хороших отзывов. Пьяница, дебошир.Может быть я единственный человек на земле, который любил его. Я видела его душу, в детстве душу видно лучше. Видела любовь и нежность в его глазах. Я была не родной дочерью. Значит, он был способен любить детей, жену.К сожалению что-то пошло не так. Но он посеял искры любви в моей душе. Он один из тех, кто учил меня любить. Я его помню и буду помнить. Я ему благодарна за минуты детской радости.